20.02.2023
Руководитель управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям Евгений Антонов:
Россельхознадзор в 2022 году не проводил плановые проверки бизнеса и не возбуждал административные дела, сделав упор на профилактику нарушений. О том, какие нарушения выявляли чаще всего, как изменилась логистика поставок продукции в связи с введенными против России санкциями, а также об усилении контроля в сфере производства молочной продукции в интервью «Интерфаксу» рассказал руководитель управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям Евгений Антонов.
— Евгений Вячеславович, пандемийные ограничения в прошлом году ослабили во многих странах, в том числе и в России, повлияло ли это на работу ведомства?
— Работа нашего управления в 2022 году, как и два предшествующих года, была направлена в основном на профилактику нарушений. В связи с мораторием на проведение плановых проверок и ограничениями на проведение внеплановых проверок, установленными ПП РФ N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» от 10 марта 2022 года, мы не выдавали предписаний, не возбуждали административные дела. Но в течение года сотрудники управления провели больше 20 тысяч мероприятий: 4 183 контрольно-надзорных мероприятия без взаимодействия и почти 16 450 профилактических мероприятий (выездные обследования и вынесение предостережения). То есть мы не потеряли контроль над сферами надзора, но во многом лишились рычагов понуждения бизнеса к наведению порядка.
— Какие нарушения в прошлом году выявляли чаще всего?
— Если говорить о ветеринарном контроле, то в прошлом году мы выявили 308 нарушений трансграничного перемещения продукции, в результате чего 80 тонн продукции животного происхождения вернули отправителю. Прежде всего, это масло, сыр, лекарственные средства, которые были возращены в Иран, Вьетнам, Польшу и Азербайджан.
Кроме того, на утилизацию из-за неудовлетворительных органолептических показателей направили 46 тонн рыбы и морепродуктов.
Около 8 тысяч нарушений мы выявили в рамках контроля ручной клади пассажиров, изъяли более 26 тонн ввозимой подкарантинной продукции. В 36 случаях экспертиза подтвердила наличие в изъятой продукции зерновки рода Callosobruchus. Этот вредитель размножается очень быстро и считается одним из самых опасных для зернобобовых культур.
По закону в РФ можно ввезти до 5 кг растений или продукции растительного происхождения на человека за исключением семенного, посадочного материала или картофеля, которые относятся к категории высокого фитосанитарного риска и должны иметь фитосанитарный сертификат. При этом ввозить подкарантинную продукцию из Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана, Молдавии, Украины и Грузии полностью запрещено.
Также в ручной клади авиапассажиров мы выявили и возвратили в страну отправления 116 домашних и декоративных животных. Это собаки, щеглы, дрозды и другие животные, странами происхождения которых явились Вьетнам, Таджикистан, Узбекистан, Армения.
Кроме этого, выявляли нарушения, связанные с содержанием животных в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), размещением несанкционированных свалок, неиспользованием сельхозземель по назначению.
— В прошлом году в России собрали рекордный урожай зерна. В Россельхознадзоре также отмечали его высокое качество. Действительно ли это так?
— Подмосковье и Тульская область – не самые зерновые регионы. При этом валовый сбор зерновых и зернобобовых культур, включая масличные, в прошлом году составил 2,8 млн тонн в Тульской области и более 730 млн тонн в Московской области.
С сентября прошлого года у нас работает ФГИС «Зерно», благодаря которой можно проследить каждую партию злаков: место выращивания, площадь земельного участка, массу, которая была собрана в конкретный день уборки, адрес места хранения.
В связи с ростом экспорта зерна вставал вопрос о более эффективном контроле. По выявленным фактам нарушений было отозвано 73 декларации о соответствии.
— Сколько удалось выявить в 2022 году с помощью системы «Меркурий» предприятий-фантомов?
— Предприятие-фантом занимается вводом в оборот или легализацией продукции животного происхождения, которая по-нашему законодательству должна считаться как минимум небезопасной. С появлением системы «Меркурий» ввести в оборот контрафакт, что раньше делалось при помощи поддельных ветеринарных сертификатов, стало невозможно, потому что предпринимателю, чтобы товар оказался на полке магазина, теперь необходимо указать всю цепочку поставок.
В 2021 году мы выявили 359 предприятий-фантомов, в 2022 — уже 501 предприятие. То есть выявляемость стала выше благодаря наработанному опыту и использованию модулей искусственного интеллекта «Меркурия», который анализирует баланс входящего сырья и выход готовой продукции.
Мы очень серьезно начинаем чистить сферу производства молочной продукции, потому что переработка цельного молока является драйвером реального сектора развития экономики в сфере АПК. Этот сектор очень страдает от суррогатов на основе немолочных жиров, пальмового масла, сухого молока. В 2022 году в этой сфере мы выявили 127 фантомов (в 2021 году – 55).
Также мы проводим мониторинг поставок молочной продукции в социально значимые учреждения. В прошлом году после нашего обращения по выявленным признакам нарушений в Генеральную прокуратуру РФ прокуратура Московской области получила поручение на проведение большого числа проверок.
— Россельхознадзор в январе 2022 года сообщал, что собирается обратиться в правоохранительные органы по выявленным фактам «производства» сливочного масла без сырья или сырья, вес которого во много раз был меньше веса готовой продукции. Есть ли уже какие-то результаты работы?
— В Московской области в 2022 году мы выявили 74 предприятия-фантома, в Москве – 49, в Тульской области – 4. Все эти предприятия сразу исключили из базы данных производителей. Также за допущенные нарушения мы направили более 200 материалов в правоохранительные органы и комиссии по незаконному обороту промышленной продукции субъектов, другие территориальные управления Росельхознадора и Госветслужбы субъектов РФ.
С 1 июля 2022 года функцию регистрации в системе «Меркурий» передали службам ветеринарного контроля субъектов Российской федерации. Надеюсь, что в обозримом будущем мы забудем о таком понятии, как «предприятие-фантом».
— Сократился ли импорт подкарантинной продукции из-за антироссийских санкций за прошлый год?
— С началом СВО логистика поставок подкарантинной, а именно плодоовощной продукции изменилась, но ни объем, ни ассортимент не ухудшились, и качество не пострадало. Мы на прилавках наблюдаем типичную ситуацию по сезону. При этом объем ввезенной подкарантинной продукции фактически сохранился на уровне прошлых лет и составил, если говорить о Москве, Московской и Тульской областям, более 76 тысяч транспортных средств.
Что касается географии поставок, то, к примеру, из Сербии, Турции, Молдавии поставки уменьшились из-за проблем в логистике. Выпадающие объемы и ассортимент взяли на себя Иран, Азербайджан, Узбекистан. Туркмения нарастила объем поставок, заняв место Турции по части экспорта томатов (37 тысяч тонн). Значительный объем томатов также приходится на Азербайджан (60 тыс. тонн) Лидером по поставкам салата и перца стал Иран (62 тыс. тонн). Виноград вместо Молдовы теперь поставляет Узбекистан.
— Какая ситуация с санкционной продукцией, ее по-прежнему так и ввозят?
— В период действия контрсанкций с 2014 года недружественные государства любыми способами пытались всучить нам свою продукцию. Теперь они сами не позволяют бизнесу продавать товары в РФ.
И если последние годы мы время от времени выявляли попытки провоза санкционной продукции животного происхождения (сыра и мяса), то подкарантинной продукции из недружественных стран у нас не было уже давно.
— В прошлом году сообщалось о проблеме ввоза кормов для животных в Россию после введения санкций. Существует ли такая проблема сейчас, или налаживается производство собственных кормов?
— В 2022 году мы проконтролировали ввоз более 85 тыс. тонн кормов и кормовых добавок. В сравнении с 2021 годом (56 тыс. тонн) ввоз кормов вырос на 34%. Основными странам–поставщиками кормов стали Германия, Нидерланды, Испания, Италия, Сербия, Франция, Бельгия.
Кроме того, в Московском и Тульском регионах есть ряд крупных предприятий по производству кормов. Они не только обеспечивают нашего производителя, но и отправляют корма на экспорт. В прошлом году мы отправили 10 тыс. тонн кормов в Эстонию, Сербию, Грузию, Узбекистан, Турцию, Азербайджан.
— Изменился ли объем экспорта продукции из Подмосковья за рубеж в 2022 году?
— Если мы говорим об экспорте, то имеем в виду экспорт продукции животного происхождения и экспорт подкарантинной продукции (растения и растительная продукция). Экспорт продукции животного происхождения – это наша гордость и наши надежды. В прошлом году в сравнении в 2021 годом он увеличился на 15%. Мы отправили почти 8 тысяч партий продукции общим весом 127,5 тыс. тонн во Вьетнам, Грузию, ОАЭ, Узбекистан, Таджикистан, Молдавию, Монголию, Абхазию, Азербайджан, Литву, Польшу, Туркменистан, Сербию.
Большая часть нашего экспорта — 75 тысяч тонн говядины и мяса птицы — направляется в Китай.
По экспорту подкарантинной продукции Московский регион никогда не был лидером в России. В регионе работают крупные мукомольные предприятия, организации, фасующие чай и кофе, а также производители солода. В прошлом году объем экспорта из Московского региона составил 45 тыс. тонн солода, более 60 тыс. тонн плодоовощной продукции, около 2 тыс. тонн чая и кофе. Также на экспорт шли пиломатериалы, семенной материал, овощная продукция. В масштабах страны цифры достаточно скромные, но это продукция с высокой добавленной стоимостью.
По части экспорта мы ведем реестр предприятий, заинтересованных в экспорте, проводим их сертификацию, а также мониторим качество продукции предприятий-экспортеров.
К примеру, мы проверяем и выдаем фитосанитарный сертификат на каждую партию экспортируемого зерна, выращенного в регионе или завезенного на предприятия переработки. Если говорить о продукции животного происхождения, то здесь мы мониторим предприятия-экспортеры в ходе их повседневной деятельности.
Если мы отправим продукцию с нарушением требований страны-импортера, то могут быть введены ограничения на поставки вообще всей данной продукции в страну. А это и репутационные, и экономические издержки.
— В 2021 году по рейтингу Россельхознадзора Подмосковье стало лидером среди субъектов России по электронной ветеринарной сертификации. Сохранило ли Подмосковье свою позицию, или первое место занял другой регион?
— В 2021 году у нас было оформлено 820 млн электронных ветеринарно-сопроводительных документов (ВСД) в «Меркурий». В 2022 году оформили уже 928 млн ВСД. Это наибольшее количество по России. Так что свои позиции лидера по электронной ветеринарной сертификации Подмосковье сохранило.
Важно также отметить, что у нас значительно снизилось количество непогашенных электронных ВСД – с 26 млн до 10 млн. То есть процент погашенности составил 95%. И мы действительно видим путь продукции от поля до прилавка.
— На одном из предприятий Подмосковья в прошлом году впервые с 2016 года была зафиксирована вспышка АЧС. Как быстро удалось с этой вспышкой справится, и как в целом обстояла ситуация с АЧС в Московском регионе и Тульской области?
— Были вспышки в Талдомском городском округе в августе прошлого года: в ООО «Неофам-Григорово», где насчитывалось около 8 тысяч голов свиней; также был обнаружен очаг в дикой фауне. Источником возбудителя АЧС стали дикие кабаны, а на предприятие заразу занесли из вне из-за вопиющего несоблюдения элементарных требований биобезопасности.
Отмечу, что нарушения на комплексе выявляли и ранее, поэтому наше управление отказывало им в компартментализации (присвоении высокого зоосанитарного статуса). При этом и закрыть компанию нельзя: в законодательстве не прописано, что при несоответствии условиям биобезопасности предприятие не имеет права существовать в рамках свиноводческого производства.
В целом можно сказать, что от распространения АЧС Подмосковье и Тульскую область во многом спасает низкая популяция кабана, которая сегодня составляет 0,15 голов на 1000 га. Как только количество животных становится больше 0,25 голов на 1000 га, резко возрастает угроза АЧС.
— Выявление незаконных свалок также входит в компетенцию управления Россельхознадзора. В каких районах Подмосковья и Тульской области выявляли незаконные свалки в 2022 году?
— В прошлом году сотрудники управления завершили полномасштабную ревизию по свалкам. Так, в Московской области выявили 65 незаконных свалок на площади в 23 га. При этом ликвидировали за год 47 (20 га). В Тульской области выявили 20 свалок на 21 га, ликвидировали 12 свалок на 3 га. Правообладателям земельных участков направили 119 предостережений.
Сейчас на контроле в Подмосковье находятся 68 действующих свалок, а в Тульской области – 27. Наша задача — по каждой свалке дойти до какого-то разумного решения.
В рамках этой работы мы активно взаимодействуем с органами муниципального земельного контроля Московской и Тульской областей. Так, с каждой свалки берем пробы, и если результаты исследования показывают ухудшение плодородного слоя земли, то мы в судебном порядке, минуя ФЗ № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», можем предъявлять от лица государства иск собственнику за ущерб и заставить его рекультивировать данный участок.
— Впереди популярный у россиян праздник — 8 марта. Не будет ли недостатка цветов на рынках в этом году?
— К праздникам спрос на цветы традиционно возрастает. Но и возможности самостоятельного обеспечения цветами российского потребителя за последние несколько лет у нас значительно выросли. В Подмосковье под цветы отдано 22 га земель в двух хозяйствах, в Тульской области также есть теплицы (3 га), где выращивают розы, хризантемы, герберы.
Наиболее востребованные к 8 марта цветы – это тюльпаны. В нашем регионе выращивается порядка 70 млн штук тюльпанов. Помимо этого, будут и завозные тюльпаны. Здесь важно отметить, что санкционные ограничения не затронули срезанные цветы. Поэтому голландские и европейские цветы не запрещены. Другой вопрос — транспортная логистика.
Кроме Европы среди поставщиков цветов традиционно остаются Эквадор и Колумбия, которые завозят в РФ продукцию самолетами.
Можно с уверенностью сказать, что каждая женщина получит к празднику свой букетик красивых и безопасных цветов.